Обучение катанию на роликах в Нижнем Новгороде
8 (9O5) 666-47-15
canny@rollernn.ru
Главная » Роликовые коньки » Конструкция роликовых коньков

Конструкция роликовых коньков

Здесь мы подробно рассмотрим из чего состоят роликовые коньки. Конструкцию современных роликовых коньков. Предназначение и виды комплектующих для роликовых коньков. Статья рассчитана на новичков.

Конструктивные особенности роликовых коньков, различия по категориям.

 
RB-Spark Seba FRxSeba Igor
 

 

1. Ботинок (Boot)

В состав ботинка (далее по тексту — бут) входят: шелл, каф, лайнер и бакли.

Бут бывает жёстким, полужёстким и мягким. Чем жёстче бут ролика, тем более лучшая фиксация голеностопа, более лучший контроль над роликом, а так же лучшая защита при падениях.

Мягкий бут (Soft Boot) используется в детских и фитнесс роликах, где риск травм минимальный, а степень комфорта для ног должна быть на высоком уровне. Материал, из которого сделан такой бут — пластик и синтетическая нить. Подходит для прогулочного фитнес катания.

Полужёсткий бут — это смесь бута и лайнера. Места, которые необходимо защитить делаются из пластика, а остальная часть делается мягкой из синтетической ткани. Такая конструкция ботинка обычно применяется на продвинутых фитнес моделях. Само деление на «полужёсткий» бут достаточно условно, т.к. скорее его можно отнести всё-таки к мягкому буту. Подходит для фитнеса и фрискейта.

Жёсткий бут (Hard Boot) выполнен из прочного материала, который целиком охватывает голеностоп и надёжно фиксирует его. В бут вставляется валенок (лайнер), который улучшает комфорт при катании. Такой бут обычно используется для фрискейта, слалома и агрессивного катания, где нужна максимальная защита, фиксация ноги и точность передачи усилия.

 

2. Каф (Cuff) Cuff

Часть бута — манжета, которая закрепляет верх голеностопа в ролике (далее по тексту — каф). Каф и бут могут составлять единое целое (чаще в самых дешёвых моделях) или же каф может крепиться к буту двумя заклёпками или винтами и быть подвижным. Также в некоторых про-моделях можно регулировать угол наклона кафа по средствам эксцентрика в крепёжном винте. Изготавливается из пластика или карбона. Может быть как стационарным, так и съёмным.

 

3. Валенок (Liner)

Liner
Мягкий внутренник ролика (далее по тексту — лайнер), который вставляется в бут. Как правило, есть только в жестком буте, поскольку в мягком и полужестком буте лайнер является частью шелла. Хорошие лайнеры делают из мягкого материала с добавлением термоформуемых тканей. Благодаря чему, через некоторое время катания лайнер идеально принимает форму вашей ноги.

У последних про-моделей для слалома (Seba Igor, TRIX, WFSC), лайнер как отдельная часть отсутствует, он интегрирован в шелл. За счёт этого достигается максимальная жёсткость и фиксация +  не большое уменьшение габаритов и массы ролика.

В некоторых моделях на пятку лайнера с внешней стороны прикрепляется так называемый «антишок» — пластиковая накладка (бывают разной степени жёсткости), повторяющая форму пятки валенка и служащая для смягчения сильных ударов (прыжков). Набор антишоков обычно идёт в комплекте с роликами. Съёмные лайнеры со временем изнашиваются и подлежат замене.

 

4. Шелл (Shell)

Собственно это большая часть бута, а именно сам ботинок без лайнера и кафа. Изготавливается из пластика, а так же, в про-моделях из углепластика (карбона), что уменьшает массу роликового конька, при сохранении достаточной жёсткости.

Внизу шелла имеются крепёжные отверстия для крепления рамы. В роликах верхнего ценового диапазона, таких отверстий несколько, что даёт спортсмену возможность регулировать положение рамы «под себя».

 

5. Бакля (Buckle)

Служит для дополнительной фиксации ноги. Бакли различают по месту установки – верхняя на кафе, пяточная и мысковая бакля. И по конструкции – на липучке, с трещоткой и защёлкой, с подкачкой (плавное регулирование усилия), с «памятью» (регулировка производится один раз).

 

6. Рама (Frame)

Frame
Крепится снизу бута, в неё устанавливаются колеса.
Для разных видов роллер спорта производятся разные рамы. Они бывают разной длины (219, 231, 243, 255 мм). Длина рамы также зависит от размера ролика.

Например, для слалома нужна короткая рама, для хоккея средней длины, но она должна быть максимально прочной, для фитнесса подходят средние и длинные рамы, а для спидскейтинга – длинные и лёгкие.

По материалу, из которого они изготовлены и по способу обработки.
Рамы бывают композитные и алюминиевые. Композитные (полимерные) рамы устанавливают на роликовые коньки нижнего ценового диапазона. Достоинство таких рам: низкая стоимость, способность гасить мелкие вибрации. Такие рамы сравнительно мягкие, со всеми вытекающими отсюда недостатками. Самое плохое, это если рама изготовлена из того же пластика, что и ботинок.

Композитные рамы устанавливают так же на ролики для агрессивного катания, но материал, из которого изготовлена рама, там на много более качественный, а сама рама делается более низкой (для большей устойчивости) и с особыми формами.
Отдельно стоит сказать о рамах изготовленных из углепластика (карбона). Такие рамы являются самыми лёгкими из всех представленных на рынке. Обычно устанавливают на гоночные ролики для спидскейтинга.

На фитнесс ролики среднего ценового диапазона устанавливают рамы, изготовленные из алюминиевого сплава. Обычно, это штампованные пластины. Лучше, если это будет цельная, загнутая буквой «П» пластина, чем две, отдельные, вставленные в ботинок пластины.
На ролики для фрискейта и слалома, устанавливают усиленные рамы, так же из алюминиевого сплава (алюминий с цинком, магнием и др.), изготовленные методом фрезерования и экструзии. Такие рамы отличаются более высокой жёсткостью и надёжностью. Именно это и необходимо при катании по городу с выполнением различных трюков и для демонстрации сложных элементов в слаломе.
Рамы так же различаются по стандарту крепления к буту – UFS (крепёжные отверстия находятся на одном уровне) и рама с пяткой (когда пятка с отверстием на 11 мм выше передней площадки).

Из последних разработок компании Seba, это рокеринговая рама, в которой первая и последняя оси приподняты относительно второй и третьей на 2 мм, что позволяет установить роккеринг колесами одинакового диаметра.

Обзоры рам Seba можно прочитать тут.

 

7. Колеса (Wheels)

Wheel
Колесо роликового конька состоит из двух неразъёмных частей — ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с покрытием (асфальтом).

Ступица — жёсткая «сердцевина» колеса, именно в неё и вставляются подшипники. Материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки — ступица не должна деформироваться от нагрузок при катании. Обычный материал ступицы — нейлоновые термопластики различных видов. Сплавы лёгких металлов и композитные углепластики для ступиц используются крайне редко — только в узкоспециализированных колёсах (гоночных). Конструкции ступиц встречаются самые различные как по количеству «спиц», так и по их форме и параметрам. Бывают ступицы большого диаметра (мало полиуретана) и наоборот.
Полиуретановый слой (его ещё называют «мясо», так далее по тексту), непосредственно соприкасается с асфальтом, это то, чем вы будете чувствовать дорогу, если так можно выразиться.
Что интересно, колёса низкого качества делают с прозрачным мясом, у известных же производителей, которые выпускают только качественные колёса, я никогда не видел колёс с прозрачным мясом.
Колёса различаются по диаметру (72, 76, 80, 84, 90, 100, 110 мм) и жёсткости, а так же по стандарту вставляемого в ступицу подшипника (608 или 688).

Жёсткость колеса, это важный показатель. От него зависит то, как ролики будут контактировать с покрытием (асфальтом, например). Для одних задач лучше подходят колёса помягче, для других наоборот – пожёстче.
Жёсткость колеса обозначают «индексом дюрометрии», он указывается на самих колёсах двузначным числом: от 72А до 93А — чем больше это число, тем колесо жестче. Буква «А» просто указывает на то, какая шкала твердости употребляется (шкала А).
В процессе катания мясо постепенно истирается и со временем колёса требуется заменять. На то, как быстро будет происходить износ, влияют такие факторы как стиль вашего катания, ваша масса тела, жёсткость колёс и покрытие по которому происходит движение.  Профиль колес бывает заостренным, полукруглым и квадратным.

Лучшие в мире колёса для роликов производят Gyro, Hyper, PowerSlide и Seba.
В каждое колесо вставляется два подшипника и втулка, после чего оно прикручивается к раме осью. Колёса для роликов, это расходный материал.

Не плохая, статья по выбору колёс на РоРу.

 

8. Ось (Axis)

Axles

Служат для крепления колёс к раме. Бывают разной конструкции, в зависимости от типа используемой рамы. Самые надёжные, — это односоставные оси (последняя на фото), устанавливаются в про-модели фрискейтовых и слаломных роликов. Хорошо, если оси изготавливаются из стального сплава или из качественного анодированного алюминиевого сплава и плохо, если из дешёвого алюминия. Оси отворачивают с помощью одного или двух шестигранных ключей (4 мм).

 

 

 

 

 

9. Подшипники (Bearings)

Bearings

В роликовых коньках используются однорядные подшипники качения, они отличаются друг от друга несколькими техническими параметрами, но обычно их различают по стандарту изготовления (ABEC) и по маркам производителей (Twincam, К2, Rollerblade..).

Комитетом по разработке подшипников (ABEC) был создан стандарт, описывающий требования к точности геометрических параметров подшипников. Существуют ABEC 1, 3, 5, 7 и 9. Таким образом, чем выше цифра, тем выше прецизионная точность изготовления, следовательно, меньше потерь на трение при вращении, а значит, будет легче набрать скорость и удерживать её.

На бюджетные модели роликов обычно устанавливаются подшипники классом ABEC 3-5. На хороших фитнесс роликах можно увидеть и ABEC 7 или 9.

Одним из лидеров рынка подшипников для роликовых коньков является компания Twincam со своим стандартом ILQ (In-Line Quality). Так, про модели для слалома роликов Seba, комплектуются подшипниками Twincam ILQ-9 Slalom Pro (сверхточные, высокоскоростные, но быстроубиваемые). Подшипники, так же как и колёса являются расходным материалом.

Подробнее, про технические отличия и характеристики можно почитать в статье «как смазывать подшипники».

 

10.Слайдер (Abrasive Pads)

Slider
Пластиковые накладки на шелл. Служат для предохранения шелла от механических ударов и стираний при контакте с асфальтом. При достижении максимального износа, могут быть заменены на новые. Устанавливаются на ролики для фрискейта и слалома.

 

11. Тормоз (Break)

Break

Тормоз (штатник) служит для торможения, посредством контакта резиновой накладки с асфальтом. Устанавливается на роликовые коньки начального уровня и на все фитнес модели.

Состоит из пластикового корпуса, резиновой тормозной накладки и удлинённой оси.

Резиновую накладку по мере износа заменяют на новую.

 

 

 

12. Шнуровка

Обычная шнуровка. Используются упрочнённые, не скользящие шнурки.

На детских роликах и роликах сегмента «фитнесс» встречаются системы быстрой шнуровки. Эти системы представляют собой тросик в нейлоновой оплётке и фиксатор. Такие системы позволяют быстро «зашнуровать» ботинок, просто потянув трос на себя или прокрутив ручку механизма. Недостатком таких решений является низкая надёжность, плохая ремонтопригодность и не самая лучшая фиксация голеностопа.

 

Если у Вас остались вопросы, задайте их на нашем форуме или в группе Вконтакте.

 
Автор: Sid (декабрь 2014)