Обучение катанию на роликах в Нижнем Новгороде
8 (9O5) 666-47-15
canny@rollernn.ru
Главная » Роликовые коньки » Смазка подшипников

Смазка подшипников

Подшипники

При катании на роликовых коньках, подшипники, установленные в колёсах, имеют свойства загрязняться. В них попадает пыль, песок, вода, заводская смазка загрязняется и теряет со временем свои свойства, как следствие этого, подшипники начинают медленно вращаться, издавая шум и свист, а иногда вообще перестают вращаться.

Существует два выхода из ситуации:

а) купить новые подшипники;

б) промыть и смазать подшипники.

 

Если вы выбрали сложный (но более дешёвый) путь «б», то это статья для вас.

 

 

Здесь я расскажу, как самостоятельно разобрать, промыть, а затем и смазать подшипники для роликовых коньков.

Вся эта процедура состоит из нескольких действий, а именно:

1. Вынимание колеса из рамы конька.

2. Извлечение подшипника из колеса.

3. Разборка подшипника.

4. Промывка и удаление старой смазки.

5. Смазка подшипника.

6. Сборка подшипника и установка его в колесо, а далее и в раму конька.

 

1. Вынимаем колесо из рамы.

Для того что бы снять колесо с рамы конька, необходимо выкрутить ось колеса. Оси бывают нескольких видов, они отличаются друг от друга диаметром, резьбой, наличием или отсутствием второй части оси, шляпками оси.

Рассмотрим самые распространенные варианты, а именно – ось диаметром 8мм и ось с диаметром 6мм.

Восьмимиллиметровые оси применяются например в рамах роликовых коньков марки “Seba”, “Fila”, бывают одиночные, с потайной головкой заподлицо с рамой и двухсоставные (Seba FRX, Rollerblade).

Ось Seba Ось Seba Ось Seba FRx Ось Seba FRx

Такие оси применяются с соответствующими короткими втулками с внутренним диаметром 8(+0,1)мм.

Втулка "PowerSlide" Втулка "PowerSlide"

Шестимиллиметровые оси всегда двухсоставные (имеют тело с внутренней резьбой и шляпку-винт). Такие оси обычно устанавливаются на фитнесс моделях, (К2, Rollerblade) так как часто рама и её выполнение (пластик, композит, тонкая алюминиевая пластина) не позволяет нарезать в ней резьбу, обеспечивающую надёжное крепление оси (как это делается, например, на фрезерованных и экструдированных рамах “Seba”, “Fila”..).

Например, так выглядит один из видов оси 6мм для роликов марки “K2”.

Ось K2

Для таких осей необходимы длинные шестимиллиметровые втулки. Длина которых равна толщине ступицы колеса (~24,25мм), а внутренний диаметр равен 6(+0,4)мм.

Втулка "PowerSlide" (6мм)

Все они имеют шестигранное углубление под ключ 4мм.

Ось Seba FRx

Ключи, как правило, идут в комплекте с роликовыми коньками, но их можно и купить в любом магазине инструмента. Используйте только качественные ключи из закалённой стали.

Ключи шестигранные

Таким образом, если у вас двухсоставная ось, вам потребуется два ключа (одним откручиваем саму ось (в ней углубление глубже), вторым удерживаем от прокручивания шляпку оси), если одиночная – один. Обратите внимание на то, что ключ должен вставляться в углубление до упора, без люфта. На всех осях резьба правая, т. е. отворачиваем ось против часовой стрелки.

Отворачиваем ось Отворачиваем ось

Отвернули ось, вынули колесо. Рекомендую осмотреть резьбу на осях и в особенности на раме (если имеется).

 

2. Вынимаем подшипник из колеса.

Способ вынимания подшипника из колеса немного отличается в зависимости от вида использования втулок (8мм и 6мм).

Если у вас короткая втулка (8мм), то процесс вынимания будет выглядеть следующим образом:

Берём шестигранный ключ, или любой другой схожий по диаметру и жёсткости предмет и начинаем поддевать подшипник за внутренние кольцо. Подшипник постепенно будет выползать наружу или может быть сразу выпадет (зависит от приложенного усилия на рычаг).

Вынимаем подшипник Вынимаем подшипник Вынимаем подшипник Вынимаем подшипник

 

Для длинных втулок же, существуют специальные ключи, имеющие выступ и бурт на ручке диаметром 7,7мм, он позволяет надавить на втулку не задев внутренние кольцо подшипника, тем самым продавить втулку и подшипник который находится за ней наружу. Второй подшипник вынимается аналогично первому варианту или просто выталкивается любым тупым предметом. Втулку можно выдавить и другим подходящим предметом, главное – что бы он был не жестче самой втулки иначе можно замять её края так, что вставить ось в неё уже будет проблематично. Например, делая это торцом шестигранного ключа, замятин избежать, не удастся.

Вынимаем подшипник Вынимаем подшипник

Вынули подшипники, шагаем дальше.

 

3. Разборка подшипника.

Сначала стоит, поговорим о том, какие виды подшипников бывают и из чего они состоят.

Чаще всего подшипники встречаются разборные, неразборные и разборные с одним пыльником.

В роликовых коньках используются однорядные подшипники качения, они отличаются друг от друга несколькими параметрами, влияющими в основном на скоростные характеристики подшипника, его вес, а так же на удобство разборки\сборки, и материалов из которых изготовлены отдельные его части. Такие подшипники известны под номером 608 (внешний диаметр – 22мм, толщина – 7мм).

Подшипник TWINСAM ILQ7 Подшипник ABEC 7 Подшипник TWINCAM ILQ-9 Pro Подшипник TWINCAM ILQ-9 Pro

Бывают так же «микроподшипники» (№ 688, используется в основном в беговых роликах, внешний диаметр у них на 6мм меньше подшипника 608, а толщина – на 2мм), подшипники «керамические» (с применением  нитрида кремния)  и влагозащищённые с усиленными пыльниками. Из-за их низкой распространенности, в данной статье они рассмотрены не будут.

В нашем случае, стоит обратить внимание на такой параметр как “разборный подшипник” и “неразборный подшипник”.

Наиболее часто встречающийся разборный подшипник (на примере подшипника TWINСAM) имеет разрезное стопорное кольцо, которое укладывается в круговую канавку внутренней части внешнего кольца подшипника. Это стопорное кольцо надёжно удерживает металлический пыльник в подшипнике. Пыльник, как можно догадаться из его названия, предотвращает попадание пыли и других частиц в рабочее тело подшипника, тем самым увеличивая срок его службы.

Если у вас именно такой подшипник, то для его разборки вам понадобится игла (обычная швейная) или любой схожий с ней острый инструмент. Чтобы освободить пыльник, нужно найти  разрез в стопорном кольце и поддеть иголкой край этого кольца (на нём имеется специальная канавка облегчающая этот процесс) и полностью вынуть кольцо из канавки. Затем извлечь пыльник, поддев его иголкой либо постучав подшипником по твёрдой поверхности – пыльник вывалится сам. Точно так же, вынуть второй пыльник.

Разборка подшипника TWINCAM ILQ7 Разборка подшипника TWINCAM ILQ7 Разборка подшипника TWINCAM ILQ7

Разборные подшипники так же могут и не иметь стопорного кольца. Пыльник в таком подшипнике держится в канавке кольца за счёт прорезиненного края (металлическая основа, покрытая резиной). Такая конструкция пыльника лучше предохраняет рабочие части подшипника от засорения, за счёт более плотного прилегания прорезиненного пыльника к стенкам внутреннего кольца подшипника (обычный металлический пыльник не касается внутреннего кольца, так как при вращении это приведет к негативному эффекту). Рассмотрим разборку такого подшипника (на примере TWINCAM ILQ-9 Pro).

Что бы вынуть пыльник из такого подшипника, можно поддеть его той же иголкой за внутренний край пыльника. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не порвать тонкий резиновый край и не погнуть мягкую алюминиевую основу кольца. Но можно и вытолкнуть его с обратной стороны иголкой через сепаратор, просунув иглу между внешним кольцом подшипника и сепаратором,  благо — конструкция такого подшипника содержит только один пыльник (на внешней стороне подшипника, относительно колеса). Если пыльник всё таки погнулся, его можно выпрямить руками.

 

Разборка подшипника TWINCAM ILQ-9 Pro Разборка подшипника TWINCAM ILQ-9 Pro Разборка подшипника TWINCAM ILQ-9 Pro Пыльник подшипника TWINCAM ILQ-9 Pro

Далее, вы даже можете вынуть шарики из сепаратора (если сепаратор пластмассовый) и разъединить кольца, тем самым полностью разобрав подшипник, затем после промывки вернуть каждый шарик в своё седло. Сделать это очень легко. Нужно надавить, например отвёрткой на сепаратор со стороны шариков и выдавить его. Затем той же отвёрткой сгрудить все шарики в один бок и высвободить внутреннее кольцо подшипника, шарики выпадут. Сборку производить в обратной последовательности. Вставить эксцентрично внутреннее кольцо во внешнее (кольца несимметричные – канавка для пыльника только на одной стороне) и насыпать в зазор между кольцами шарики, затем, равномерно распределить их иглой или отвёрткой по обоиме, установить сепаратор. Но такая разборка подшипника, это уже совсем извращение и делать этого, на мой взгляд, не стоит.

Подшипник TWINCAM ILQ-9 Pro Подшипник TWINCAM ILQ-9 Pro Разборка подшипника TWINCAM ILQ-9 Pro Внешнее кольцо подшипника TWINCAM ILQ-9 Pro
Внутреннее кольцо подшипника TWINCAM ILQ-9 Pro Разобранный подшипник TWINCAM ILQ-9 Pro

 

Неразборный подшипник не имеет стопорного кольца. Металлический пыльник плотно запрессован в канавку внешнего кольца подшипника и вынуть из него пыльник без повреждения последнего не удастся.

Выход из ситуации следующий. Выламываем с одной стороны пыльник отвёрткой или другим подходящим инструментом. Для этого нужно поддеть пыльник, вставив отвёртку в  зазор между внутренним кольцом подшипника и краем пыльника, а затем захватить пассатижами и выдернуть. Этот пыльник можно спокойно выкинуть. Дело в том, что как мы видели выше, достаточно и одного пыльника, просто при установке подшипника в колесо, закрытая пыльником часть подшипника устанавливается наружу, а открытая – вовнутрь колеса.

Разборка подшипника ABEC7 Разборка подшипника ABEC7 Разборка подшипника ABEC7 Подшипник ABEC7 с остатками заводской смазки

Подшипники разобраны, двигаемся дальше.

 

 

4. Промывка подшипника.Подшипники ожидают промывку

Перед тем как смазать подшипник, необходимо удалить из него элементы загрязнения и старую смазку. Для этого мы промываем его в чистом бензине (хороший вариант – бензин «Калоша», он же «Нефрас») или керосине. Продаются небольшими ёмкостями в лакокрасочных и хозяйственных магазинах. Ацетон и другие растворители использовать не рекомендую, так как они не растворяют грязь и старую смазку, а лишь наоборот делают её густой и трудноудалимой. Не забывайте про ТБ при работе с горючими жидкостями.

Способов промывки подшипников множество. Тут как говориться «кто на что горазд». На ютубе можно найти немало видеороликов с описанием данного процесса. Но давайте по порядку.

Для начала нужно удалить основную часть загрязнения, для этого можно запихнуть (а по-другому и не скажешь) подшипники в пластиковую бутылку с бензином и закрыв её сильно потрясти, оставить на 10 минут и снова потрясти, поменять жидкость и повторить процедуру ещё раз (зависит от степени загрязнённости). Обычно хватает одного-двух раз.

А можно и промыть каждый по отдельности под струёй воды с мылом и зубной щёткой.

Затем нужно очистить уже каждый подшипник по отдельности.

Кто-то использует для этого дрель, а кто-то даже ультразвуковую ванну. Хороший вариант — зажать подшипник болтом с гайкой (так что бы он вращался, а внутренне кольцо было закреплено), вставить свободный конец болта в патрон дрели и погрузив подшипник в ванну с бензином начать вращение, стопоря внешнее кольцо подшипника пальцем. Вместо болта с гайкой можно использовать пластиковый стержень диаметром 8-8,2мм. Кто-то делает это вручную. Выбирайте то, что для вас удобнее. Цель одна – удалить все посторонние вещества. Подшипник после промывки должен быть идеально чистый и должен легко, долго и почти бесшумно вращаться. После промывки очень желательно продуть сжатым воздухом для удаления остатков бензина с мелкими частицами грязи и оставить на чистой бумаге или ветоши до полного высыхания.

Керосин Промывка подшипников в бутылке Промывка подшипников с помощью дрели Промывка подшипников с помощью дрели

Пыльники и стопорные кольца (если имеются) промываем в ванне с щёткой или в бутылке как это делали ранее с подшипниками. Можно это делать и вместе с подшипниками, но тогда пыльники при встряхивании всегда будут стремиться занять своё место в подшипнике, слепиться друг с другом. Нельзя оставлять на долгое время прорезиненные пыльники в бензине, а тем более в растворителе, потому что они под воздействием последних быстро теряют свои эластичные свойства и приходят в негодность. Пыльники и стопорные кольца, так же необходимо полностью высушить.

Отработанный бензин не выливайте, после того как грязь осядет на дно, верхнею чистую фракцию можно будет использовать повторно.

 

5. Смазка подшипника.

После промывки подшипника, его необходимо смазать смазкой. Смазка в десятки раз повышает ресурс работы подшипника, предохраняя его от механических повреждений (задира, перегрева..) значительно уменьшает коэффициент трения рабочих частей механизма и шумообразование, предотвращает коррозию.

Смазки для подшипников бывают разные, но все они делятся на «жидкие» и «пластичные». Жидкие смазки продаются в магазинах в небольших маслёнках с удобным носиком. Они рекомендуются для смазки высокоскоростных подшипников. Ресурс работы подшипника с такой смазкой будет ниже, чем с пластичной смазкой, а периодичность обслуживания подшипника (промывка\смазка) возрастёт. При использовании жидкой смазки, важно не «переборщить», иначе такая смазка легко вытечет через пыльник наружу подшипника, а затем и на колесо, оставляя на последних чёрные от налипшей грязи подтёки. Сам я лично никогда не смазываю жидкой смазкой свои подшипники, для этого всегда использую пластичную смазку.

Пластичная смазка – литол, солидол, силиконовая или другая подходящая по консистенции для этого смазка. Она не должна быть слишком густой, но и слишком жидкой тоже. За долгое время катания, я перепробовал разные виды смазок, но остановился на одной – Mobil Grease 222 и в принципе, ей доволен. Но и тут очень важно знать меру – не забивать подшипник под завязку, как это делают некоторые.

Ниже, я опишу процесс смазки подшипника пластичной смазкой, как это делаю я. Для этого очень удобно использовать одноразовый шприц (на 2-3ml), купить его можно в любой аптеке (понадобится 2 шт.). Для ещё большего удобства доработаем его носик при помощи иглы, ножа и зажигалки.

Берём иголку (всю ту же) или проволоку диаметром примерно 0.8-1.0мм, вставляем в носик шприца и начинаем при помощи зажигалки разогревать это место. Разогретый носик аккуратно, не обжигаясь обжимаем пальцами, что бы его внутренний диаметр стал равным диаметру иглы, одновременно удлиняя его. После высыхания вынимаем иглу и обстругиваем носик лезвием ножа, придавая ему острую форму. В результате этого мы получаем возможность закладывать смазку в самые труднодоступные места подшипника.

Инструменты для смазки подшипников Доработка шприца для смазки подшипников Доработка шприца для смазки подшипников Доработка шприца для смазки подшипников
Доработка шприца для смазки подшипников

Далее заправляем наш шприц смазкой. Для этого берём второй такой же шприц и отрезаем у него верхнею часть, затем немного разогреваем обрезанные края и чуть-чуть завальцовываем их вовнутрь. Потом,  погрузив этот шприц в ёмкость с смазкой набираем её, оттягивая поршень шприца на себя. Вынимаем поршень из нашего рабочего шприца и заправляем вторым шприцом первый. Всё просто.

Доработка шприца для смазки подшипников Доработка шприца для смазки подшипников Заправляем смазку в шприц Заправляем смазку в шприц
Шприц для смазки подшипников

Количество закладываемой смазки можно определять экспериментально. Я делаю по несколько капель (закладок) на внутренние и внешние дорожки качения (желоба, по которым скользят шарики) колец подшипника  с каждой стороны.  На пластиковых сепараторах даже есть специальные места между шариками – так называемые «маслёнки». Можно закладывать смазку туда, впрочем, излишки её там всё равно окажутся. Несколько раз прокрутите подшипник и убедитесь, что смазки достаточно, не слишком много. Подшипник должен быть заполнен смазкой не больше чем на 2/3 от своего объёма, иначе смазку будет выдавливать наружу, что недопустимо.

Смазка подшипника Смазанный подшипник Смазанный подшипник

Не беспокойтесь по поводу того, что подшипник стал вращаться намного медленнее, чем вращался без смазки. Это нормально. Во-первых – смазка ещё не разработалась, а во-вторых — без колеса подшипник  ещё слишком лёгкий и сила инерции мала.

Подшипник смазан.

 

6. Сборка подшипника и установка его в колесо и раму конька.

 

Сборку подшипника производить в обратной последовательности пункта 1. При установки пыльника обеспечить плотную установку стопорного кольца в свою канавку, (в ней не должно быть посторонних частиц). При установки подшипника в колесо обратить внимание на то, что подшипник должен быть вставлен в седло ступицы колеса до упора, без перекосов (посадка с натягом ~0,1мм). Для этого хорошо использовать всё тот же ключ, который идёт в комплекте с роликовыми коньками.

 

Установку колеса в раму конька производить в обратной последовательности пункта 2.

Видите каплю «краски» (синий, красный или др.) на резьбе оси? Я видел людей, которые её старательно отчищали. Этого делать не стоит, потому что, это анаэробный фиксатор резьбы. Как можно догадаться, он помогает предотвратить самопроизвольное откручивание оси во время катания. Наносится на резьбу оси заводом изготовителем, но вы можете купить его в автомобильном магазине и сами нанести на резьбу, если считаете, что резьбовое соединение недостаточно надёжное. Только, покупайте слабой фиксации, иначе вы рискуете обычным способом не отвернуть ваши оси.

Если вы используете хороший шестигранный ключ с рычагом, то будьте осторожны – не перетяните резьбовое соединение, это чревато срывом витков резьбы резьбового отверстия рамы с последующим её ремонтом.

 

И напоследок. Что бы ваши подшипники служили вам как можно дольше, не катайтесь в роликах по песку, грязи и воде. Если вы всё же попали в воду (под дождь), сразу после покатушки снимите и промойте их в бензине. Не пытайтесь промывать подшипники, не разбирая их, не используйте для этого WD40, жидкий ключ и другие растворяющие средства.

На этом всё. Чистых дорог вам.

 

Автор: Sid